Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребёнка
Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребёнка
Составитель: воспитатель
подготовительной группы
Петрова Людмила Сергеевна
Лесосибирск 2023
Характеристика
на Сергея М.
27.02.017 г.р., воспитанника подготовительной группы «Звёздочки»
МБДОУ «Детский сад №17 «Звёздочка»
Сергей посещает детский сад с 15.09.2019 года. Мальчик воспитывается в полной семье. Детский сад посещает регулярно. Сергей самостоятелен, в группе общителен, в игре со сверстниками частично может принимать на себя роль. В своем поведении на занятиях, в играх использует подражательный образ. Не проявляет инициативы в оказании помощи сверстникам.
Для выполнения требований распорядка группы нуждается в контроле со стороны взрослого. Требования взрослого Сергеем воспринимаются сразу.
Программный материал усваивает, но наблюдаются проблемы в речевом развитии мальчика. Трудно определить знает ли ребенок ответ на заданный вопрос или нет, так как на заданный вопрос не отвечает – молчит. Сергей испытывает трудности в пересказывании содержания произведения с опорой на рисунки в книге. Не может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого, не умеет выделять первый звук в слове.
Сергей любит лепить, клеить – это у него не плохо получается, несмотря на то, что у мальчика слабо развита мелкая моторика рук. Любит играть в подвижные игры. Настольные игры Сергея не интересуют.
Навыки самообслуживания у мальчика сформированы. Аппетит у Сергея удовлетворительный: ест мало. Засыпает долго, спит мало: во время сна наблюдаются иногда беспокойства.
Этап работы – подготовительный
| 
 Направления работы  | 
 Коррекционно-речевые задачи  | 
 Рекомендованные игры и задания  | 
| 
 Сенсорное развитие 
 
  | 
 1. Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус). 2. Закрепить знание основных цветов и оттенков,форме и величине предметов, обогатить представления о них. 
  | 
 1. Упражнения в узнавании, классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов геометрич. фигур. 2. Использовать телесно-ориентированные упражнения, глазодвигательные упражнения, релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы психогимнастики.  | 
| 
 Развитие психических функций  | 
 1. Развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств. 2. Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать. 3. Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления.  | 
 1. Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот»1, «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный мешочек», «Что в мешочке» и т. п  | 
| 
 Развитие мелкой моторики 
  | 
 1. Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки.  | 
 1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам. 2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу). 3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой. 4. Печатание пройденных букв в тетради. 5. Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами. 6. Использование массажных упражнений. 7. Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов. 8. Использовать пальчиковую гимнастику, по всем лексическим темам, кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) и при знакомстве с изучаемыми буквами. 
  | 
| 
 Развитие общих речевых навыков  | 
 1. Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата. 2. Формировать правильное речевое дыхание. 3. Работать над постановкой диафрагмального дыхания. 4. Работать над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.  | 
 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Дыхательная гимнастика.  | 
| 
 Этап работы - основной  | 
||
| 
 Коррекция звукопроизношения 
  | 
 1. Разрабатывать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков. 2. Сформировать правильное произношение и первоначальное закрепление неправильно произносимых звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа). 3. Автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, связной речи.  | 
 1. Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики. 2. Постановка нарушенных звуков. 3. Автоматизация поставленных звуков. 
  | 
| 
 Развитие фонематического слуха, подготовка к обучению грамоте  | 
 1. Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки). 2. Развивать слуховое внимание на материале гласных звуков. 3. Развивать слуховое внимание на материале согласных звуков. 
  | 
 1. Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и], [ы], [э], 2. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа и т.д.). 3. Выделение гласного в начале слова (Оля), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.). 4. Подбор слов на гласные звуки. 5. Знакомство с согласными звуками. Совершенствование умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога, слова. 6. Выделение изучаемых согласных звуков из слова (начало, конец, середина). 7. Определение последовательности звуков в слоге, слове. 8. Определение количества звуков в слоге, слове. 
  | 
| 
 Развитие словаря  | 
 1. Расширять, уточненять и активизировть словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем(в рамках изучаемых лексических тем). 2. Упражнять в словоизменении. 3. Упражнять в словообразовании. 
  | 
 1. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами 2. Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами. 3. Расширение представления о переносном значении и активизация в речи слов с переносным значением. 4. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными. 
  | 
| 
 Развитие связной речи 
  | 
 1. Составлять простые распространённые предложения. 2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. 3. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам. 4. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений). 5. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ). 
 
 
 
 
  | 
 1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения. 2. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко. 3. Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану. 4. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика. 5.   Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно  |