Публикация статьи в журнале "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Петрова Людмила Сергеевна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 17 «Звёздочка»
Библиографическое описание:
Петрова Л.С. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник дошкольного образования. 2023. № 24 (242).
Часть 9. URL: https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/242-9.pdf.
Процесс развития психики ребёнка носит этапный характер. Каждый из этапов развития психики ребёнка характеризуется как самостоятельная стадия развития. Если сравнить психику ребенка в первый год его жизни с тем уровнем психического развития, которого он достигает через 5–6 лет жизни, то можно заметить не только количественное, но и качественное различие. Например, память маленького ребенка не просто слабее или сильнее, чем у старшего школьника, – она у него иная. Развитие памяти начинается в самом раннем возрасте. Начиная с пятого месяца жизни, ребенок узнает окружающие лица и предметы. Постепенно воспоминания детей становятся более полными и определенными. На втором году жизни впечатление удерживаются в памяти несколько дней, на третьем – несколько недель, а на четвёртом году – в течении месяца. И это естественный процесс развития памяти. Помимо памяти существуют и другие важные психические процессы, которые необходимы для развития каждого ребёнка – это восприятие, внимание, воображение, мышление. До 5 – летнего возраста психические процессы носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, сосредоточиться или специально что – то запомнить, он обращает внимание лишь на то, что привлекает его, запоминает лишь то, что показалось ему интересным. Задача воспитателя – помочь ребёнку развить психические процессы и расширить их возможности для познания окружающего мира и будущей социализации в нём. Воспитатель, как никто другой знает, что развивать следует всесторонне развитого человека, который будет способен к сотрудничеству, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Период дошкольного детства является одним из ключевых в социальном развитии личности, так как это период интенсивного эмоционального развития ребенка. Фундаментом для дальнейшего становления личности ребенка является эмоциональный интеллект ребенка.
Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом в любой ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив ребенок со слаборазвитыми социальными навыками и низким эмоциональным интеллектом может уйти в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным. Этого не случится, если начинать развитие эмоционального интеллекта в самом раннем возрасте. Ведь развивая эту способность у детей одновременно развиваются коммуникативные, вербальные, когнитивные навыки: память, внимание, логическое и абстрактное мышление, а также познавательные способности, навыки целеполагания и достижения целей, стрессоустойчивость и, конечно, навыки адаптации к новым обстоятельствам и навыки разрешения конфликтов.
Развивая эмоциональный интеллект, можно развивать все психические процессы у ребёнка в детском саду, начиная с раннего возраста. Вызвать эмоции как у детей раннего возраста, так и старшего, помогут воспитателю конечно же игра, сказка, театрализованная деятельность, музыка. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Игра – отражение жизни. В игре ребенок начинает себя чувствовать членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства. Игры бывают разные, но все они доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение. Дети в играх имеют возможность реализовать свой творческий потенциал. Научить детей играть – значит научить жить, ведь с помощью правильно подобранных игр возможно решения задач воспитания и обучения детей, т.к. в игре обучение идет эффективнее, а воспитание – приятнее.
Сказка эффективна при работе с детьми, главным образом в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте понимание сказки становится особенной деятельностью ребенка, обладающего невероятно притягательной силой, допускающей ему свободно мечтать и фантазировать. Наряду с этим сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и своеобразная реальность, которая допускает раздвигать рамки обычной жизни, встречаться со сложными явлениями и чувствами и в понятной для понимания ребенка сказочной форме узнавать взрослый мир чувств и переживаний. Сказки, вызывают эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев. У маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и принятие его норм, ценностей, образцов как своих. Следовательно, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сопоставляет себя со сказочным героем, и это дает ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, с помощью ненавязчивых сказочных образов ребенку предоставляются выходы из различных трудных ситуаций, способы решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и уверенности в себе.
Особенная роль принадлежит театрализованной деятельности в формировании положительного эмоционального фона ребёнка. Для детей раннего возраста воспитатель имеет в своём арсенале настольный, пальчиковый, кукольный, теневой театры. В старших группах такие театры находятся в свободном доступе у детей. Положительный эмоциональный настрой на театрализованных занятиях способствует перебороть робость, неуверенность в себе, стеснительность. Для детей, которые участвуют в театрализованной деятельности в роли какого-либо персонажа открывается уникальная возможность на фоне положительных эмоций руководить своим поведением. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации косвенно от лица какого-либо персонажа, а также приобщает ребёнка к духовным ценностям. Созданная благоприятная атмосфера способствует проявлению индивидуальности, развитию эмоциональной чуткости, формированию умения управлять собственными эмоциями. Включая детей в театрализованную деятельность, воспитатель не только тем самым вводит их в мир прекрасного, но и помогает развивать сферу чувств, сострадание, способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. В результате занятий театрализованной деятельностью у детей формируются нравственные чувства — высшая ступень развития эмоциональной сферы.
Использование музыки — вслушиваясь в слова и музыку песен и хоров, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.
Развивать эмоциональный интеллект нужно через познания тела. Дети двигаются, играют в подвижные и пальчиковые игры, играют с сенсорными материалами. Много внимания воспитатель уделяет развитию мелкой и крупной моторики у детей. Воспитатель понимает, что малышам необходимо самим все потрогать, освоить игровой материал, и поддержать его в стремлении сделать все самому.
Каждый ребёнок по своей природе любознательный исследователь и воспитателю не составит труда увлечь детей продуктивной деятельностью в период режимных моментов в детском саду, тем самым развивая эмоциональный интеллект. Продуктивная деятельность – это лепка, рисование, аппликация, конструирование, всё то, что ребенок может создать сам и получить положительные эмоции от получившегося результата. В ходе этого процесса он лучше осознаёт себя, радуется общению с детьми, воспитателем, начинает больше доверять себе и окружающим. Для ребёнка очень важно видеть и знать, что его творческая деятельность полезна и нужна другим.
Продуктивная деятельность является источником открытий ребёнка, через неё идёт развитие эмоциональной сферы ребёнка.
Эмоции у ребёнка в раннем возрасте, помогут в дальнейшем перейти с пассивной формы воображения к активной, а в дальнейшем и к воссоздающему и творческому воображению, что также способствует развитию эмоционального интеллекта. Ведь только воображение поможет перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место.
Дети в детском саду учатся взаимодействовать друг с другом и для этого воспитатель знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимики, жесты; обучает их пользоваться ими как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать. Воспитатель должен быть пример наглядности для детей. Как воспитатель выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, дети не только видят, чувствуют, а также примеряют на себя, то есть копируют.
Для ребёнка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного и, главное, счастливого будущего.
Библиографический список:
- Бабушкина А.А., Умнова О. А. Лучшие игры и упражнения для развития памяти и интеллекта у детей 5 – 9 лет. – Белгород, 2011.
- Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2006.
- Пашкевич Т. Д. Социально-эмоциональное развитие детей 3 – 7 лет. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Шиманская В. А., Огородник О. Я. Краски эмоций. Базовый курс развития эмоционального интеллекта детей 5 – 7 лет. - М.: Просвещение, 2018.
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095
ВЕСТНИК дошкольного образования 49 ВЫПУСК № 24 (242) 2023СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095